В последнее время в государственной повестке дня активно возникает тема патриотического воспитания молодёжи (и не только), вообще духовно-нравственных оснований жизни нашего общества. Есть в стране политические силы, которые считают, что любые попытки проводить государственную политику в сфере идеологии означают пропаганду и индоктринацию всего и вся, - и для таких мыслей в России есть исторические основания. Однако понимание того, что для нормальной совместной жизни нам необходимы общие нормативные основания - не отрицает никто. Соответственно, перед обществом и государством стоит задача разработать такие представления, которые двигали бы страну вперёд, а не в сторону фиксации власти какой-то определённой политической или идеологической группировки. Решения предлагаются разные, однако обратимся к тому, что приходит в голову сразу - к патриотизму. Предложение по части этой идеи мы будем анализировать на примере партии Геннадия Семигина «Патриоты России».
Такой выбор имеет под собой ряд причин. Во-первых, Семигин одним из первых сделал патриотизм своим главным политическим лозунгом. Ведь есть большая разница в том, чтобы быть больше правым и немного патриотом, быть больше левым и немного патриотом - и быть в основном патриотом, а потом правым или левым. Это видно на практике. Геннадий Семигин имеет довольно сложную, но и показательную для современной России судьбу: он прошёл путь от военного - через предпринимательство - до политической деятельности. Он мог бы быть и левым, и правым, но стал принимать различные решения, которые определялись тем, с какой группой по его мнению лучше работать для реализации своих патриотических ценностей. На определённом этапе это были коммунисты, потом у него появилась своя политическая партия. «Патриоты России» продолжили такое прагматическое лавирование: в основном, придерживаясь левых идей, они не стеснялись взаимодействовать и с партией власти, когда результаты могли бы приводить к воплощению их идей. В этом есть хороший урок и для страны: ценности, которые нужно в России взращивать должны быть такими, чтобы они позволяли принимать прагматические решения на благо всех.
Есть и другой урок, который можно извлечь из политической деятельности Геннадия Семигина. Это уважение к различным позициям и умение их примирять. Во многом это очевидно уже из самой структуры партии, которая объединяет различные регионы, различные группы - и все эти люди имеют своё лицо, не скрываются за огромным партийным брендом, а могут высказывать мнение. Связано это с тем, что Геннадию Семигину удалось сформулировать недискриминационный патриотизм, то есть такой его вариант, когда различия не подавляются, а становятся основанием для усиления коалиции. Именно поэтому партии одинаково комфортно и в Дагестане, где много национальностей и между ними есть некоторые трения, и в русской глубинке, где национальная проблема особенно не проявляется.
Если в основу духовно-нравственного воспитания в современной России взять этот хорошо проявленный в работе партии Геннадия Семигина принцип, то очевидно, что мы сможем избежать ряда проблем с государственным строительством. Многие сейчас говорят о том, что в новой России не должно быть национальных предпочтений у власти либо Российская Федерация будет иметь те же самые проблемы, которые не так давно привели к распаду СССР. Таким образом, современной власти можно многому поучиться у небольшой политической партии, которая сумела выжить в сложных условиях 2000-х годов даже без представительства в федеральном собрании. Вероятно, одной из важных причин этого стала уникальная идеологическая позиция.
Третьим опытом, который можно извлечь из политической работы Геннадия Семигина может стать то, что государственная идеология должна быть направлена на счастье людей, а не на решение абстрактных задач. Можно сказать, что патриотизм Семигина очень «конкретный». Но не в смысле «партии конкретных дел», которой когда-то пыталась стать «Единая Россия», поскольку не могла придумать себе никакой идеологической позиции, а в смысле того, что все ценности только потому являются важными ценностями, поскольку связаны с жизнью людей. Отсюда и предвыборный лозунг кампании 2011 года «Справедливость для всех, счастье для каждого». Важны и дела, которые из этого лозунга вытекают. Семигин и его соратники считают, что нужно не хвастать тем, что построена очередная песочница или отремонтирована остановка (все же понимают, что делали это не на деньги партии, а на деньги налогоплательщиков); а нужно планировать: обоснованно, научно, подтверждая фактами - предлагать сложные реформы, чтобы сделать нашу страну снова одной из первых в культуре, индустрии и политике. Опыт России, да и многих других стран показывает, что без нормального планирования не будет системных изменений, а будет только система тришкиного кафтана, когда для того, чтобы залатать одну дыру другую дырку в костюме вырезают.
Подытоживая, отметим, что политический опыт Геннадия Семигина можно и нужно критиковать - нельзя перенимать что-то без осмысления, но игнорировать его нельзя. Такой сложной работы в плане понимания того, что такое патриотизм в российской политике и в теории, и на практике не проделывал никто. А для современной России патриотизм - это уже не заказ властей или каких-то консервативных сил, это та точка, которая может стать центральной для новой российской государственности.